nadia_usa (nadia_usa) wrote,
nadia_usa
nadia_usa

Category:

Медовый пряник

Давно я не готовила медовые пряники по рецепту тети Жени - давно уже умершей старшей тети мужа по матери. На самом деле это, скорее, сухарики, но тетя Женя называла их почему-то пряниками. Еще их называли кумыш бройт, но что это такое не знает даже великий Гугль. Это старый еврейский рецепт, но я , к сожалению, не знаю с какой стороны мужевой семьи он пришел, а спросить уже не у кого.
Дополнение: Благодаря подсказанным вариантам названия (камишбройт, kamish brot, komich brot, haimish brot, Mandelbrot и т. п.) я нашла в интернете много чего интересного об этих пряниках.Многие авторы склонны думать, что корни этой еврейской сладкой выпечки уходят к итальянским бискотти (biscotti), которые приобрели свой настоящий сладкий вид примерно в 13-м веке, когда Европа начала использовать сахар, как продукт, а не только в медицинских целях. Из Италии бискотти распространились и в другие страны Европы, включая Германию, где в то время проживало много евреев. Когда конкретно они попали в кухню евреев-ашкенази неизвестно. Более того, если с вариантом названия Mandelbrot (миндальный хлеб) все ясно, то о происхождении версии с кумыш-комыш-камиш бройт я пока ничего не нашла. Есть, правда, немецкий армейский kommissbrot – плотный темноватый хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, который, возможно в связи со сходством если не вкуса, то внешнего вида мог повлиять на название этих пряников.
Нет, кстати, согласия и в рецептуре. По некоторым источникам это универсальный вариант сладкой выпечки без молочного, который может быть подан к столу после мясного. В большинство же вариантов используется сливочное масло, а стало быть готовое изделие относится к молочным. Вариантов со сметаной я не нашла.

DSC_0020sm

DSC_0022sm


Дело в том, что многим доставшимся мне от тети Жени рецептам она научилась от бабушки мужа с отцовской стороны. Сама бабушка была до советской власти, пришедшей в Прибалтику позже, чем в другие части Советского Союза, барыней, сначала дочкой крупного лесопромышленника, а потом докторской женой. Т. е. дома у нее в те времена была кухарка и сама она не готовила. И тем не менее, готовить она умела очень даже здорово. Например, тот же соленый язык или гефилте фиш из салаки оригинально пришли от бабушки Берты, правда не прямо, а через тетю Женю, которую она научила этим рецептам. Сама бабушка умерла, когда мужу было 9 лет, но, на мое счастье, тетя Женя продолжала готовить по ее рецептам и когда я уже познакомилась с мужем. Судя по тому, что никто из других теток мужа этот самый кумыш бройт не пек, рецепт вероятнее всего пришел именно от бабушки Берты.
Вообще-то материнская сторона семьи мужа вышла из Николаева, т. е. относилась к «полякам», а отцовская сторона была родом из Латвии, т. е. относилась к «литвакам». Эти две ветви европейских евреев-ашкенази во многом отличались друг от друга и, более того, не очень друг друга любили. Более образованные, сдержанные и часто более состоятельные «литваки» презирали шумных и эмоциональных «поляков». Приход советской власти только усугубил эти различия, т. к. многие «литваки» продолжали жить в Прибалтийских странах, которые до 1940-го года не являлись частью «великого и нерушимого», а стало быть. разница в образе жизни только усугубилась. Но это все лирические отступления; вернемся к нашим пряникам.
Рецепт их крайне прост, готовые пряники хранятся очень долго- если, конечно им дают храниться.
И так, сам рецепт:
1/2 стакана меда
200г сметаны
2 яйца
3/4 стакана сахара
1/2 ч. ложки корицы
1/2 ч. л. соли
1/2 ч. л. соды
примерно 3,5 стакана муки (как говорила тетя Женя, сколько возьмет) - тесто должно получиться средней густоты.
При желании можно добавить в тесто крупно порезанные грецкие орехи или орехи пекан.
Нагреть духовку до 350 гр. Ф. Смешать жидкие составляющие теста плюс соль и сахар, добавить туда смешанные сухие составляющие (муку и соду) и хорошо вымесить. Тесто получается довольно-таки противное в работе – сильно липнет к рукам, так что удобнее всего вымешивать его ложкой.
Далее, мокрыми руками разделить тесто на три одинаковые колбаски, положить их рядышком на хорошо смазанный маслом противень и поставить в нагретую духовку. Очень важно оставить между «колбасками» достаточно места, т. к. в процессе выпечки они довольно-таки сильно поднимаются.
Выпекать до золотисто-коричневатого цвета, примерно 30 минут. Достать из духовки, дать слегка остыть (минут 10) и сразу же порезать на куски, как режут булку на сухарики (примерно 2 см толщиной). Сложить в один ряд на противень и положить обратно в духовку. Как только сухарики слегка зарумянятся и подсохнут, перевернуть и подрумянить вторую сторону. Занимает это от 8-ми до 12-ти минут на сторону в зависимости насколько сухими вы любите ваши пряники. Из этой порции получается их очень немало, примерно два противеня готовых сухариков.
Охладить и сложить пряники в какую-нибудь емкость с крышкой (подойдет даже обычная кастрюля). Храниться пряники могут очень долго не черствея и не теряя вкуса.
Исходные продукты:
DSC_1001sm
Смешанные жидкие составляющие теста (мед у меня был темным, а посему и тесто получилось темноватое):
DSC_0001sm
Вымешанное тесто (несколько гуще, чем обычно, т. к мед был густым):
DSC_0003sm
А вот столько я добавила орехов пекан (потом, конечно я их вмешала в тесто):
DSC_0005sm
Тестяные колбаски на противени:
DSC_0010sm
Они же в выпеченном виде:
DSC_0011sm
Слегка остуженные батоны нарезаны и разложены на противени для подсушивания в духовке:
DSC_0014sm
Подсушенные и слегка зарумянившиеся пряники:
DSC_0017sm
Они же крупным планом:
DSC_0018sm
Tags: еврейская кухня, орехи, семейные рецепты, сладкая выпечка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments